Так случается, что не у всех деток есть мамы, и такие детки живут в детских домах. И я одна из тех, кто воспитывался в детском доме.
Воспитать ребенка очень сложно, а детей из детских домов еще сложнее. Этим занимаются специально обученные люди – воспитатели. Это не одна мама одного или двух детей, которая постоянно дарит свою любовь почти 24 часа в сутки. Это несколько женщин поначалу не знакомых, которые работают посменно: одна с утра до обеда, вторая – с обеда до вечера. На ночь приходит ночной воспитатель (ночная), которая тоже работает посменно. И к этим всем «тетям», таким разным, нужно привыкнуть. Со временем, узнаешь характер, особенности, требования своих воспитателей и уже знаешь как себя вести при каждом из них.
Я воспитывалась в детском доме 15 лет. Моим воспитанием занималось много людей, но одного особенного для меня воспитателя хочу выделить.
Валентина Александровна Василькина пришла работать в Абдулинский детский дом в 2001 году. Ее поставили воспитателем как раз в ту группу, где была я. Я тогда училась в первом классе. Это была высокая женщина со светло-русыми вьющимися волосами почему-то всегда собранными. От нее всегда пахло чистотой, и она у меня ассоциируется с Советским Союзом и рекламой кондиционера Ленор: такая мягкая, свежая, нежная с легким ароматом и одновременно сильная, твердая, никогда неунывающая.
С приходом Валентины Александровны в нашей группе все изменилось: появились новые шторы, иголки с ниткой и ножницами, у каждого были в целости ручки, карандаши, тетради, всегда чистая и опрятная одежда. Сразу же у всех повысился уровень успеваемости. В четыре часа у нас начиналась самоподготовка. Мы все садились в учебную комнату и делали уроки. Валентина Александровна у каждого проверит дневник, домашнее задание, каждому поможет. Естественно, каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что в школе ему ничего не задали, но и тут Валентину Александровну не обмануть. Она спросит задание у другого одноклассника либо позвонит классному руководителю. Валентина Александровна ввела правило – «час чтения». Каждый из нас должен был прочесть какой-нибудь рассказ, да посложнее. Потом все вместе рассуждали о прочитанном, спорили. Так у меня появилась любовь к русскому языку и литературе. За что очень благодарна этому воспитателю!
Валентина Александровна обучила девочек и мальчиков всему: этикету, чистоте и порядку в своем доме, каждый раз твердя, что все это нам придется делать в будущем для себя и своей семьи. По ее инициативе появилась в детском доме мини-кухня, где дети учились готовить и даже небольшой огород за детским домом.
Когда я перешла в четвертый класс, Валентина Александровна сформировала свою группу. Это были восемь первоклашек и мы - четыре девочки четвероклассницы, но по ее словам мы уже были взрослыми, и мы должны были вести себя соответствующе, чтобы подавать другим пример. Так у нас появилось новое занятие – опекать малышей: помогать делать уроки, шить, убираться. В общем, учиться ответственности и самостоятельности. Появились маленькие традиции: друг другу дарить самодельные открытки с пожеланиями, ходить в церковь по воскресеньям, когда тепло – в лесопосадку. С Валентиной Александровной никогда не было скучно, всегда были чем-то заняты.
В детском доме Валентина Александровна строила свою работу по модели своей семьи. Она всегда нам говорила: «Вы что думаете, что я своих детей балую, разрешаю им все, каждый раз покупаю игрушки или вещи? Нет! Я даже строже их воспитываю».
Валентина Александровна требовательна, справедлива и принципиальна. Она никогда не позволит старшему ребенку просто так обидеть младшего. Когда она хвалит кого-нибудь, в ее глазах появляется нежность, ее губы слегка улыбаются, голова немного наклонена и гладит нежно так по голове. А когда кто-то из нас слегка проказничал, она делала серьезное лицо и отчитывала, а ее глаза все равно улыбались. А когда ты взрослый, то и разговор взрослый.
Валентина Александровна наедине поговорит, не повышая голос, узнает о причине данного проступка, объяснит почему так нельзя поступать и отпустит, добившись признания и раскаяния.
В 2005 году Валентину Александровну назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Однажды и я что-то такое натворила, что на меня ей пожаловались. Когда я пришла к ней в кабинет, мне было стыдно смотреть ей в глаза, но Валентина Александровна вышла из стола и подошла ко мне. Почему-то мягко спросила: «Что случилось?». Я была удивлена почему она не сердится. Она смотрела на меня так внимательно и немного грустно. Почему-то в этот момент мне захотелось все-все ей рассказать, выплеснуть то, что накипело. Пока я говорила, она молча кивала головой, а потом обняв и гладя по голове, говорила: «Понимаю, девочка моя. Ты потерпи немного. Все будет хорошо».
Этот человек очень мудрый, терпеливый. Всегда поделится советом, поддержит, приласкает. Лично для меня Валентина Александровна и есть моя Мама, потому что она подарила любовь, заботу, ласку, внимание, все то, что так не хватало до ее прихода в детский дом. После общения с ней, появляется вера в себя и свои силы. И когда мне грустно или пропадают силы за что-то бороться, когда возникают трудности, я всегда знаю, что могу позвонить своей любимой Валентине Александровне, получить ее совета или поддержки и мне станет легко и светло на сердце.
Автор этого рассказа Халиуллина Зульфия – выпускница нашего детского дома. Она получила высшее образование, на ее свадьбе Валентина Александровна Василькина была посаженой матерью. Сегодня Зуля - мама очаровательного малыша, ее сыну Левушке уже пять лет.